|
Ходит песенка по кругу
Очень часто, заменив один сорт другим, виноградарь через 2-3 года с
удивлением обнаруживает, что все вернулось «на круги своя».
История виноградарства Дона, Северского Донца, низовьев Волги, Терека,
Дагестана и степных просторов вплоть до современного Харькова уходит
вглубь веков, т. е. к IV-VIII векам, когда эти земли входили в состав
Хазарского каганата. Развитие торговли играло существенную роль в
распространении виноградной лозы при освоении новых земель. В числе
аборигенных сортов Астрахани, всегда лежавшей на пересечении торговых
путей, имеются Астраханский толстокорый, Астраханский мягкий и т. д.,
но откуда они были завезены — уверенно никто не сможет сказать.
Взаимовлияние особенностей культуры винограда в районах его
возделывания связано не только с общностью приемов ухода за виноградным
кустом, использованием однотипных орудий труда и приспособлений, но и
близостью многих признаков аборигенных сортов винограда.
Исторический круговорот нередко приводил к тому, что сорт, перекочевав
на иные земли, получал свое новое местное название. Если же, под
влиянием новой среды обитания, выделялся в местных условиях какой-то
клон, то шансы сорта получить новое название возрастали многократно.
Отсутствие ампелографических коллекций и единого реестра сортов вносило
путаницу в их названия, но не носило умышленного характера. Предки наши
были далеки от детальных описаний сортов, характеризуя их просто и
емко: «хороший» — «плохой».
Понравившимся сортам каждый народ присваивал свои названия. Возьмите, к
примеру, Желудевый, он же Астраханский розовый, Джуут Агадан, Кара
Агадан, Кара Риш баба, Кара эмчек сапта дурмаз. Или всем известный
Жемчуг Саба, имеющий и другие названия: Жемчуг Ксаба, Мускат Ксаба,
Перла чабанска, Перл де чаба... Таких примеров можно привести десятки,
если не сотни, но все они не имеют ничего общего с теми фактами, о
которых пишет Виктор Иванович.
Так или иначе, но многие из нас стали заложниками своего увлечения.
Этим умело пользуются те, кто ежегодно подкидывает нам
«новинки», многие из которых «с бородой», а
иные и в подметки не годятся старым, проверенным сортам.
Приобретая новый сорт, всегда помните, что реклама — это
двигатель торговли, но отнюдь не качества товара. Не платите деньги за
свои будущие разочарования!
Александр КИСУРИН
"Земля моя кормилица"
№45 2007г.
|
|
|
|
|
|